Как известно, реклама - двигатель прогресса, а Интернет - самый что ни есть продукт этого самого прогресса. Рекламными баннерами обвешаны чуть ли все информационные сервера Рунета. При этом, естественно, каждый баннер несет информацию о предложении гораздо выгодном, чем у конкурентов, рекламирующихся на том же сайте. Правда, очень часто после нажатия на баннер оказывается почему-то, что не все так прекрасно: рекламе свойственно приукрашивать предлагаемую услугу. В этом отношении реклама в Сети ничем не отличается от любых маркетинговых акций в офлайне. Будь то реклама какого-то сайта, либо сугубо коммерческой услуги, например, хостинга. Реклама последнего, как одной из наиболее специфических услуг в Сети, занимает довольно большую долю всей интернет-рекламы и уступает, наверное, только рекламе новостных сайтов.
Многие хостинг-провайдеры (примеры приводить не будем дабы не навлечь обвинения в предвзятости), привлекая клиентов, далеко не всегда говорят полную «правду» о предлагаемой услуге. Расписывая свои услуги, компании часто стремятся отодвинуть на задний план некоторые нюансы, которые могут быть довольно существенными для пользователя, но которые могут привести к уходу клиента к конкуренту. Причем у последнего далеко не всегда предлагаемые условия лучше, а часто просто гораздо лучше проведена пиар-кампания.
Как правило, «приукрашивание» не носит характер намеренного введения клиента в заблуждение, а выражается в «замалчивании» некоторых аспектов, которые чаще всего приводятся мелким шрифтом в виде примечаний к прейскуранту в нижней части страницы либо в виде приложения к договору. С одной стороны, клиент не сможет обвинить хостинг провайдера в сокрытии какой либо информации о предлагаемой услуге, а с другой стороны всегда существует довольно большая вероятность того, что человек, не очень хорошо разбирающийся в нюансах ценовой политики хостинг-провайдеров, обнаружит уже только после оплаты, что купил не совсем то, на что рассчитывал… Ну а то, что читать надо не только договора и прейскуранты, но и приложения и примечания к ним независимо от размера шрифта, которым они напечатаны, так этому только жизнь учит.
Причем набор маркетинговых акций, «приукрашивающих» предоставляемые услуги, достаточно стандартен. И начинается он с того, что хостинг-провайдеры, как и операторы сотовой связи, интернет провайдеры (да и не только они), не очень любят указывать цены с учетом всех налогов (с налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж). И их можно понять - без НДС цены на услуги выглядят гораздо привлекательнее… Стоит отметить, что считается правилом хорошего тона сообщать о том, включены налоги в указанные цены или нет, если не в верхней части страницы перед прайс-листом, то хотя бы первым пунктом в примечаниях. Но есть целый ряд провайдеров, на сайтах которых вообще нет ни слова об этом. Так что клиент вполне может обнаружить увеличение стоимости примерно на четверть уже только при получении счета.
Не стоит особенно верить и различным рекламным сообщениям на серверах провайдеров, например, о снижении цен или проведении специальных акций, ограниченных определенными временными рамками. При более внимательном рассмотрении вполне может оказаться, что снижение цен в одном вполне может означать их увеличение в чем-то другом (о чем естественно провайдер предпочел скромно промолчать), а какая-нибудь специальная весенняя акция «бесплатный домен при заказе хостинга за год» затем превратится в летнюю-осеннюю… Последнее, например, является уже постоянной сезонной акцией на протяжении как минимум полутора лет у одного очень известного петербургского провайдера. А в качестве примера «снижения» цен можно привести изменение стоимости регистрации доменов .ru, которое имело в течение 2002 г. как минимум у двух довольно крупных московских провайдеров, входящих в первую тридцатку по рейтингу хостинг провайдров. На сайте этих провайдеров летом появились рекламные сообщения о том, что цены на регистрацию домена .ru снижены с до . Вроде бы действительно снизили цену, но при этом скромно промолчали, что раньше клиентам при заказе услуг хостинга на год регистрация домена обходилась только в … Такие арифметические «нестыковки» могут заметить в основном только уже «состоявшиеся» клиенты провайдера, которых в данном случае изменение цен практически никак не затрагивает - перерегистрация домена обычно осуществляется по другой более низкой цене…
Еще один рекламный трюк, которым провайдеры привлекают клиентов, это объявление неограниченности какой-либо услуги: например, трафика, количества почтовых адресов электронной почты или поддоменов. Неограниченного трафика на самом деле не бывает в принципе: просто посещаемость большинства сайтов такова, что укладывается в те минимальные объемы, которые и может предоставить провайдер в рамках определенного тарифного плана. Но где этот предел известно только самому провайдеру: на сервере лимит трафика может быть вообще нигде не указан, либо если и указан, то не на той странице, где находится прейскурант на услуги. Пользователь узнает о том, что превысил определенный лимит только уже по факту такого превышения, когда провайдер попросит перейти на другой тарифный план.
Неограниченное количество адресов электронной почты тоже, по большому счету, фикция: точнее, виртуальных емейл-адресов может быть действительно сколько угодно, но реально все письма будут приходит (точнее «собираться») в один почтовый ящик. А неограниченного количества почтовых ящиков быть не может в принципе: их количество в любом случае ограничено объемом каждого ящика, совокупный размер которых чаще всего не может превышать общую дисковую квоту в рамках тарифного плана.
То же самое в полной мере часто относится и к неограниченному количеству доменов (или поддоменов) на один сервер: скорее всего, это означает не то, что на одном хостинг-аккаунте в пределах дисковой квоты можно будет держать неограниченное количество разных сайтов со своим самостоятельным адресом, а то, что для одного сайта просто может быть любое количество адресов-синонимов («зеркал»). Далеко не каждый непрофессиональный пользователь Сети понимает разницу между просто почтовым адресом и почтовым ящиком (или отдельным доменом и отдельным сервером), и этим с удовольствием могут воспользоваться хостинг-провайдеры. Тем более, что, когда пользователь обнаружит это несоответствие, то ему скорее всего придется «раскошелиться» на еще один заказ хостинга. А провайдеру, как говорится, это только на руку.
Обычно на баннерах, рекламирующие услуги хостинга, провайдеры стремятся показать максимальное количество сервисов, входящих в определенный тарифный план. Но на баннере не так много места, чтобы отразить различные нюансы каждого сервиса. Например, указание на включение в тарифный план поддержки баз данных MySQL еще ничего не говорит ни о количестве этих баз, приходящихся на один аккаунт, ни об ограничении их по объему, ни о возможности подключения к этим базам для разных серверов (например, если возникает необходимость импорта данных на другой сайт, который может хоститься вообще у совершенно другого провайдера).
Даже такой простой и самый распространенный сервис как ftp-доступ к файлам и то имеет свои нюансы. Обычно предоставляется всего один логин и пароль для доступа к файлам по ftp. А если сайтом занимается несколько человек и для каждого желателен отдельный ftp-аккаунт с доступом к только определенным директориям?
Отдельная история - поддержка CGI-скриптов. Под этим у разных провайдеров подразумеваются совершенно разные вещи. Если хостинг-провайдер заявляет о поддержке CGI-скриптов, то необходимо удостовериться, что в данный сервис входит не только возможность использования определенного стандартного набора уже установленных скриптов (обычно этот набор включает форум, гостевую книгу, чат, счетчики и т.д. - обычный набор сервисов и у серверов бесплатного хостинга), но и возможность использования собственных скриптов. Может быть существенным и то, поддерживается ли CGI в любой директории на сервере или только в специальной папке cgi-bin…
Далеко не всегда все эти «нюансы» могут быть довольно четко прописаны. С одной стороны, если описывать подробно каждый тарифный план до мелочей, то прейскурант разрастается у провайдера до предлинной таблицы с огромным количеством строк, в которой довольно трудно бывает разобраться. Правды ради стоит отметить, что если пользователь не знает для чего ему могут пригодиться те или иные «прибамбасы», то это еще не значит, что данный сервис ему действительно никогда не понадобится. Одним из частых примеров такого рода можно считать то, когда пользователь переходит от использования статистических страниц к динамическим (используя PHP/CGI-скрипты и базу данных MySQL), а потом вдруг обнаруживает, что далеко не все поисковые системы индексируют такие страницы. Например, из российских поисковых систем в настоящее время все динамические страницы индексирует только Яндекс, а Апорт и Рамблер только по «большой» просьбе и то с ограничением количества страниц. Поэтому, весьма актуальной может оказаться возможность соответствующей настройки веб-сервера (через файл .htaccess и так называемый модуль вебсервера apache - mod_rewtite) для имитации директорий, как это делают все наиболее крупные информационные сервера, где контент хранится преимущественно в базах данных. Правда, это все уже имеет значение только для достаточно «продвинутого» пользователя.
С другой стороны провайдер не всегда может быть заинтересован в очень подробном описании предоставляемых услуг. Ведь, как известно (по крайней мере так учат во всяких учебниках по маркетингу), самое трудное - это привлечь нового клиента, а его удержание - уже другое дело. Данное правило наиболее ярко у многих провайдеров проявляется в отношении регистрации доменов. Например, очень часто при первичной покупке хостинга на какой-то крупный период времени (обычно не менее полугода или года) провайдеры регистрируют для клиента «бесплатно» и домен. Но такая «скидка» очень часто носит только разовый характер и только при первом заказе - через год перерегистрация домена будет, скорее всего, предоставляться уже за отдельную плату…
Вообще огромное количество сервисов, которые провайдер заявляет для того или иного тарифного плана, может не всегда соответствовать истине, особенно в отношении каких-либо очень экзотических сервисов. Как, например, интеграция сайта с системой оплаты по кредитным картам или партнерская (реселлерская) программа при размещении партнерских ссылок для привлечения новых клиентов. Формально такой сервис действительно может предоставляться, но насколько он «работоспособный» знает только сам провайдер, так как, например, в отношении выполнения партнерских программ проверить что-либо очень затруднительно.
Ну и наконец, все выше написанное совершенно никак не относится к качеству предоставления услуг тем или иным хостинг-провайдером. Как показывает опыт, реально проверить уровень качества можно только на собственной «шкуре». Можно, конечно, попробовать узнать мнение самих клиентов о провайдере, например, на форуме его службы поддержки. Но при этом нужно помнить, что отсутствие негативных отзывов скорее всего означает не то, что у данного провайдера действительно все так замечательно, а просто модераторы форума активно удаляют «антиимиджевые» топики. Доверять же отзывам о провайдерах на других серверах можно, как правило, еще меньше: никогда точно не известна предпосылка написания того или иного сообщения: это может быть как действительно собственное мнение определенного человека, так и вполне реальные происки конкурентов. Пиар же не только «белый» бывает…
Поэтому смена хостинг-провайдера - отнюдь не редкое явление. Хотя статистику по «бегству клиентов» по понятным причинам вряд ли можно найти. Выбор хостера - нелишнее подтверждение народной мудрости о том, что спешка нужна только сами знаете для чего… К тому же всегда стоит заранее на всякий случай узнать условия возврата средств при расторжении договора. По крайней мере, лишним это точно не будет.